НовостиОбзорМероприятияИнструментыБизнес тренерыРаботаИстории успеха
Главная
   \   
Истории успеха
   \   
«Дай пять!» - это эмоционально яркий опыт
Бизнес
Истории успеха

«Дай пять!» - это эмоционально яркий опыт

Соучредители частного детского сада «Дай пять!» Антон Босенко и Николай Панкратов – выпускники Пермского педагогического университета. Образовательный проект они разрабатывали не в виде «крутой» бизнес-идеи, а из стремления обеспечить своим подрастающим детям оптимальные условия для развития. Им удалось найти инновационную для российского рынка технологию, которая вызвала интерес окружающих и привлекла в проект других инвесторов. Так стартап, придуманный на основе личного гуманитарного интереса, трансформировался в быстро развивающийся бизнес. 

Сейчас у команды есть один работающий детский сад на Крупской,67, а буквально на днях открылся второй – на Пушкина,6. Авторы проекта планируют сформировать в Перми сеть детсадов «Дай пять!», работающих по уникальной методике.

Против течения

- Насколько рыночная ситуация сегодня благоприятна для реализации подобных проектов?

Николай Панкратов:

- Обстановка не самая хорошая, в целом рынок услуг дошкольного образования стагнирует, начиная с 2014 года. Основная причина, на наш взгляд, заключается в том, что населению, скорее всего, не хватает денег на частное образование. Это одна из тех сфер, на которую семьи тратятся не в первую очередь.

Сказывается и то, что в Пермском крае активно развивается сфера муниципального дошкольного образования, строятся новые детсады. Но муниципальная сеть растет больше вширь, экстенсивно, а не качественно. И это вполне объяснимо: важная задача властей всех уровней – обеспечить именно доступность места для дошколят.

Антон Босенко:

- Проблемы связаны еще и с демографической ситуацией. Рождаемость с каждым годом падает, этот идущий вниз вектор сменит направление, по расчетам аналитиков, только в 2034 году. В ближайшие пять лет количество детей «нашего» возраста, которые должны поступать в детсад, упадет на 15%, а демография год от года будет ухудшаться. К тому же последние пять лет располагаемые доходы населения падают.

- Тогда на что вы рассчитываете?

Николай:

- Сейчас в Пермском крае порядка 5 тыс. детей пользуются услугами частного сектора, в Перми по нашим прикидкам примерно 4,5 тыс. ребятишек. Это та емкость рынка, на которую могут рассчитывать частники. Это в целом неплохо. В Москве на частный сектор приходится 8% от общего количества детей-детсадовцев, в Перми –6-7%, (в среднем по России 5%).

Мы стараемся популяризировать частное дошкольное образование, рассказывать о его преимуществе. И видим, что это приносит результат.

По нашему мнению частный детсад – лучшая форма образования для дошкольника. При домашнем воспитании ребенок не получает навыков социализации, общения со сверстниками, в муниципальном детском саду можно получить преимущественно социализацию, а в частном – импульс к динамичному развитию. И это совсем иной уровень.

Секреты удачного выбора

- Чем система, которую вы заложили в процесс воспитания и образования, отличается от того, что есть на современном рынке?

Николай:

- Прежде всего, мы хотели дать хорошее образование нашим детям. Мы искали детский сад, который бы отвечал потребностям ребенка и требованиям времени, но, к сожалению, в Перми такого не нашли. Существует некий горизонт в глобальной образовательной системе, понимание, какой должна быть суть современного дошкольного образования, и мы на каком-то этапе поняли, что Пермь находится немного «сбоку» от этого процесса.

После долгих поисков мы нашли одну из лучших практик в системах дошкольного образования – программу Tools of the mind, которая дает именно то, что мы хотели бы видеть в своих детях. Это единственная система дошкольного образования в мире, результаты которой были исследованы и опубликованы ведущим мировым научным журналом Science (больше он ни разу не «опускался» до тем дошкольного образования).

В статье фиксировалось, что дети, прошедшие обучение по этой программе, показывают хорошие результаты не только в детском саду, но и в рамках школьного обучения, другие исследования подтверждают, что эффект пролонгируется до старшей школы и взрослой жизни. Больше подобных исследований с подтвержденным результатом и с такой большой выборкой на данный момент нет.

Система максимально технологично вобрала в себя достижения возрастной психологии и развивающей педагогики, основываясь на трудах Льва Выготского. Все важные положения его работ отражены в этой системе. На выходе они формируют важнейшие черты характера человека: произвольность (умение поставить задачу и достигнуть ее), взаимодействие с коллективом, адаптивность, креативное мышление, - все то, что декларируется как навыки будущего. Это необходимо детям, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке труда и наиболее полно отвечать современным вызовам.

Идея как бизнес

- Когда вы задумывали начать свое дело, почему возник именно детский сад? Это одна из самых сложных сфер, обставленная многочисленными регламентами, окруженная контролирующими организациями, для которых «шаг вправо или шаг влево – расстрел». Должна быть очень серьезная мотивация, чтобы взяться за такое рискованное предприятие…

Николай:

- Вдохновившись, с одной стороны, возможностью осуществить отличную идею, с другой стороны – обидой, что программа доступна детям Канады и Америки, а в России ее нет, мы приступили к созданию бизнес-плана, а потом и самого детского сада. На этапе инвестирования к нам присоединились, прежде всего, близкие люди, потому что трудно пойти к незнакомому инвестору, показать бизнес-план на открытие детсада и получить одобрение. Это не покупка комбайна или фермы: у нас нет материальных активов, которые могли бы выступить залогом.

Антон:

- Первым инвестором стала моя теща – Ирина Адольфовна Сальникова, которая поверила в нашу идею и мы ей за это очень благодарны. Инвестиции были достаточно серьезные, надо было понимать, что мы отдадим заемные средства не завтра и не послезавтра. Что на это потребуется 5-10 лет.

Мы открыли на ул. Крупской (на площади 300 кв. м.) первые три группы. В начале текущего года взяли в аренду помещение площадью еще 130 кв. м, где сформировали четвертую группу и оборудовали спортивно-музыкальный зал (делать такой комплекс для трех групп было затратно, а в пересчете на 60 детей стоимость аренды стала уже более доступна для родителей).

Это решение связано с тем, что мы позиционируем себя как детский сад, который ведет ребенка до школы. И если мы берем группу до трех-четырех лет, а потом детки уходят в муниципальный детсад (это распространенная практика в Перми), спортивный зал не очень нужен – малышам достаточно пространства группы для нормального физического развития. С четырехлетнего возраста необходимы уже другие программы, другая физкультура, чтобы ребенок мог развиваться комплексно.

Николай:

- Спустя полгода после открытия первого «Дай пять!» очень быстро стала формироваться очередь из желающих получить место в нашем саду. Однажды администратор ошиблась и переставила в очереди родителей. Это было немедленно замечено родителями и вызвало скандал. Мы поняли, что для родителей важен наш подход к качественному образованию, они очень благосклонно отнеслись к этому проекту. Когда мы открыли дополнительный набор в четвертую группу, места закончились очень быстро. И сейчас, когда открываем второй детсад на 60 человек, мы настроены очень оптимистично. Главное – обеспечить в нем тот же уровень качества, которого удалось достичь в первом «Дай пять!»

- Какова рентабельность вашего бизнеса?

Антон:

- Проект рентабельный. Срок окупаемости инвестиций в нашем случае пять лет, при условии, что помещение арендовано. На начало марта этого года этот показатель был на уровне 17%. Понятно, что есть перспективы роста, потому что по рынку в целом многие детсады показывают 30% и более.

Мы планируем в 2020 году выйти на 20-25% рентабельности. Основные расходы в детском саду – это зарплата (40%). Потому что детский сад – это прежде всего люди. Человеческий капитал. Чем больше можешь позволить себе держать зарплату чуть выше рынка, тем больше шансов получить и удержать хорошего специалиста. Чем прозрачнее работаешь «в белую», тем спокойнее себя чувствуешь.

Мы привлекаем педагогов разноплановых. На каждой группе два воспитателя, помощник воспитателя, основная компетенция которого именно педагогическая, кроме того, что он следит за чистотой и порядком, помогает вести образовательную деятельность, готовит материалы. В каждом детском саду есть психолог, логопед, врач. Кроме того, приходит музыкант, подыскиваем педагога по физкультуре.

- Мне кажется, что детский сад – это всегда индивидуальный проект, который сложно масштабировать. Это так? Где искать потенциал для расширения бизнеса?

Антон:

- Когда мы стали смотреть на это дело как на бизнес, задумывались о масштабировании. Первое, что пришло в голову - это франшиза. Посмотрев на опыт детских садов с франшизами, мы поняли, что они прежде всего транслируют бизнес-модели, а применять образовательные программы у них не получается. Образование для них вторичный и даже третичный вопрос.

Поскольку мы подошли к «пирамиде» с другого конца, мы поняли, что наш формат развития – это не франшиза, а сеть. Мы сами отвечаем за каждую группу, которую открываем, за набор педагогов, за программу, за диагностику. Это наша задача, прежде всего. Поэтому для нас развитие не такое молниеносное, как в случае франшизы. Зато мы уверены в каждой группе, которую открываем. Это позволяет «почкованием» переносить опыт из того места, где он сформировался, в другие точки.

Николай:

- Если смотреть франшизы детсадов, даже известные в России, они друг от друга сильно отличаются. Причем, не так, как отличается детсад, к примеру, в Москве и Твери. Два детских учреждения, условно говоря, в Мотовилихинском и Индустриальном районах Перми, могут иметь одинаковое оформление, декларировать одну и ту же концепцию, но подход к образованию и качество всегда будут разные. Думаю, здесь многое зависит от собственника. Если это франшизная история, то как повезет. Мы не готовы полагаться на какого-то человека, неизвестного нам, в продвижении своего бизнес-проекта. Раз у других не получилось, вряд ли это получится у нас.

Хотя на самом деле отдача от франшизы несравненно больше.

Опыт – «сын ошибок трудных»

- Как вы изучали опыт, чтобы вопреки известной традиции не наступать «на грабли»

Антон:

-У нас сложилась интересная ситуация: когда пытались апробировать Tools of the mind к российским реалиям, то потерпели в определенном смысле фиаско. Какие то результаты получили, но в тот момент, когда дело шло к открытию первого сада, мы наткнулись на «Университет детства» («Рыбаков-фонд»), и оказалось, что там энтузиасты дошкольного образования фактически делают то, что мы хотели бы сделать в своем детском саду, только в масштабах всей страны.

Университет в тот момент разрабатывал программу «Про детей», одним из разработчиков программы была Елена Бодрова (один из авторов Tools of the mind), а вторым – Елена Юдина (один из разработчиков Федерального государственного стандарта). Мы оказались второй волной претендентов на обучение по этой программе, воспользовались предоставленным судьбой шансом и стараемся брать наработки у «Рыбаков фонда».

Думаю, успех, который сейчас показывают наши дети, во многом зависит от того, что в России уже появилась программа «Про детей», которую мы внедряем в числе первых. Она показывает результаты, о которых писал журнал Science. При этом, программа «Про детей» начинается с трехлетнего возраста, а для детишек помладше у нас есть собственные наработки, которые по ценностному подходу взаимосвязаны с базовой программой фонда. Это - эстафета.

- Вы помните свои ошибки?

Антон:

- Конечно! Есть очень обидные ошибки. Чем больше мы работаем с этой темой, тем больше понимаем, что все в процессе должно простраиваться от ребенка. Вплоть до того, что иной раз вопросы прибыли уходят на второй план, когда смотрим, как отразится на ребенке наше решение. Иногда родители этого не понимают, и если мы «ведемся» на их требования, ничего хорошего не получается.

Николай:

- Это конечно не означает, что мы не прислушиваемся к мнению родителей, но стараемся найти оптимальное решение. Однажды родители в ультимативной форме потребовали перевести ребенка в группу постарше, мы убеждали их, что это создаст малышу дискомфорт. Но родители настояли на своем, и ребенок просто не стал посещать детсад. Это был один из немногих случаев, когда от нас кто-то ушел. Мы договорились на будущее не идти на поводу у ситуации. Это - педагогические ошибки.

Антон:

- Разумеется, были ошибки с точки зрения построения бизнеса. Не скажу, что мы предприниматели от Бога, но что-то в своей жизни предпринимали: пробовали розницу, b2b с разных сторон. Но эмоционально ярко наш опыт воплотился в проекте «Дай пять!» Что касается финансовых ошибок, то сегодня мы понимаем, что денег можно было потратить значительно меньше и с большим результатом.

Например, на старте мы купили за деньги, которые даже не хочется называть, курс лекций по открытию частного детского сада, с бизнес-планами. При этом едва ли 2% от мучительных шести часов лекций имело хоть какой- то смысл. В нашем проекте все было абсолютно по-другому.

Было много просчетов в рекламе: в нашей сфере очень специфическое продвижение, работают локальные инструменты. Но мы перепробовали все: массу денег потратили на рекламные щиты, которые не принесли никакой отдачи, рекламу в лифтах, листовки в подъездах.

Николай:

-Вначале, когда был кадровый голод, мы брали на работу людей, не обращая внимания на какие-то недостатки. Теперь мы этого не делаем. Если человек чем-то не устраивает, он к нам не заходит. В любом случае его надо быстро увольнять, не мучая ни себя, ни детей.

Бизнес и вдохновение

- Чем вам нравится ваше сегодняшнее дело?

Антон:

- Во-первых, мне не стыдно за то, что я делаю. Мне нравится, что нам удалось создать именно образовательную среду и качественную услугу. Меня вдохновляет на дальнейшую работу перспектива отдачи, что 130-150 детей получат тот максимум развития, который они могли иметь в Перми. И это меня заставляет приходить на работу к 9 утра каждый день.

Николай:

- Приятно сознавать, что у детей есть хотя бы небольшой гандикап, потому что ты им помог. Это настоящий драйв. Мы же находимся на острие «атаки»: смотрим во все стороны, затаскиваем сюда технологии «умного дома», лучших специалистов, самые передовые вещи, которые появляются в дошкольном образовании. Общаемся с людьми, которые также находятся на переднем крае современного образования. Ездим на конференции, где совершенно иной круг общения. В конечном счете ты понимаешь, что все люди живут в 2019 году, а ты, условно говоря, уже в 2040, потому что дети, которые сегодня выходят из детского сада, окончат университет и будут формировать экономику сороковых годов. Когда размышляешь с этой позиции, это дает горизонты.

Кроме того, мне очень нравится зайти в группу, когда дети тебя узнают, когда они бросаются к тебе на шею, когда ты можешь помочь переодеться. Это бывает нечасто, но такие моменты надолго запоминаются. Эти маленькие человечки тебе доверяют. Это дорогого стоит. Это очень сильная эмоциональная составляющая.

Как не отложить проект «на потом»

- Если бы вас спросили совета, стоит ли входить в этот бизнес, что бы вы ответили?

Антон:

- Тут дело даже не в финансовых потоках, что приходит в голову в первую очередь. В дошкольном образовании действительно много ограничений: СанПиНы, Рособрнадзор, Госпожнадзор, Роскомнадзор, прокуратура и так далее. Это такая ниша. Я просто не представляю, как это можно «вывозить» одному. Нас четверо учредителей, и каждый вкладывается в полную силу. И это одна из причин, по которой наш проект состоялся. В том, что мы команда и понимаем друг друга.

Понятно, что у команды одно видение, куда мы двигаемся. Мы это видение вместе формируем. Поэтому совет начинающим – обязательно потребуется команда. Если есть партнерство, желание, общая цель, то конечно надо идти и делать. Чем больше качественного дошкольного образования будет сейчас, тем лучше будет для всех. Для всего общества, которое будет меняться, если появятся люди, которые вкладывают свои силы, душу в общее дело.

Николай:

- Хороший образовательный продукт будет востребован. Мы на старте общались со многими частными детскими садами. Нам все с удовольствием помогали советами, рекомендациями. Нам помогали и надзорные органы принять правильное решение.

Если к нам кто-то обратится за советом, мы также с удовольствием расскажем все, что знаем и как мы делали.

- Вы участвовали со своим проектом в программе «Бизнес-ментор». Это был полезный опыт?

Антон:

- Это очевидный факт. Чем дальше начинаешь смотреть в ретроспективу, тем больше понимаешь, где бы оказался без этой помощи. Если бы мы в начале года не пошли в программу «Бизнес-ментор», мы бы точно не сидели сейчас в новом детсаду на Пушкина,6.

Мы забраковали вначале это помещение, нам казалось, что здесь все не так. Мы пришли к нашему ментору Николаю Михайловичу Шаврину (совладелец аптечной сети «Аптека со склада»- ред.) и пожаловались – помещений на рынке коммерческой недвижимости в Перми для нас нет.

Нам был дан совет: потратить все выходные на поиск подходящего варианта. Мы так и сделали. У нас был список из 73 помещений, когда мы их все посмотрели, то поняли: Пушкина,6 то, что нам надо. Мы понимаем: если бы не ментор, мы бы до сих пор находились в раздумьях, отложив проект «на потом».

Николай:

- И это далеко не все. Николай Михайлович нам рассказал, как общаться с собственником- арендодателем, как провести ценовые переговоры. Мы, вначале не особо веря в его советы, применили эту практику, и все получилось. Мы оказались совершенно в другом положении, когда выполнили все рекомендации. С этого момента мы решили без раздумий делать все, что ментор нам говорит.

У нас не было денег на ремонт. С точки зрения обычного человека, это логичный повод не подписывать договор аренды. Ментор сказал: «Деньги найдете». Мы обратились в «МСП Банк», нам сказали – «отличный кейс, деньги ваши», но в процессе оформления заявки получили отказ. Ментор посоветовал обратиться коммерческим банкам, использовать возможности кредитования для физических лиц, пересмотреть финансы, находящиеся в обороте, в результате мы собрали большую часть от необходимой суммы. Также Николай Михайлович посоветовал обратиться к поставщикам стройматериалов за рассрочкой по оплате. В результате нам дали рассрочку на месяц и еще максимальную скидку. Через два дня после подписания договора мы начали ремонт.

Антон:

- Конечно, у нас есть финансовые трудности. Но если бы мы в проект «Бизнес-ментор» не вошли, у нас до сих пор был бы только один детский сад. И мы к тому же остались бы без ценного опыта, который приобрели в процессе решения своих проблем. Николай Михайлович с нами постоянно на связи. Интересуется набором детей, сроками выхода на самоокупаемость и прибыль.

У него самого быстро развивающийся бизнес. Мы хорошо понимаем, сколько стоит одна минута его времени. И то, что он соглашается тратить на нас свое время, замечательно, мы очень ему благодарны.

- Поделитесь планами на перспективу?

Антон:

- Глобальная цель для нас – создание самой крупной в России сети частных детских садов, обеспечивающей доступное и качественное образование для более чем 2,5 тыс. детей до 2025 года. Эта долгосрочная цель определяет среднесрочные, связанные с рынком дошкольного образования Перми, где мы намерены увеличить долю на рынке частного дошкольного образования до 15% (более 600 детей) к 2021 году. Достижение отметки в 4% от рынка запланировано на 2019 год, в 2020 году – 8%.

- Это не страшно?

- Такие амбициозные планы? Когда об этом думаешь и понимаешь, что эта цель реально достижима, почему бы нет? Это действительно объемная цель. Большая и глобальная. На этом пути придется, конечно, потратить много сил. Зато есть к чему стремиться. Я думаю, что мы должны справиться. В команде четыре учредителя с педагогическим образованием, потомственные педагоги. Ну не случайность же…

Просмотров: 1198

Работа

Первый БИТ
Западно-Уральский Банк Сбербанка России
Магнит, Розничная сеть
ПАО "Мотовилихинские заводы"

Иснтрументы для бизнеса

Определение реквизитов ИФНС, органа государственно...
Проверка действительности ИНН юридических лиц.
Сервис позволяет индивидуальному предпринимателю в...