НовостиОбзорМероприятияИнструментыБизнес тренерыРаботаИстории успеха
Главная
   \   
Блоги
   \   
Елена Гилязова: Это - позитивная история
Бизнес
Блоги
Елена Гилязова

Елена Гилязова: Это - позитивная история

Вице-президент Пермской ТПП утверждает, что проект «Покупай пермское» раскрыл еще не весь свой потенциал

- Елена Ефимовна, первые соглашения с производителями в рамках обновленного проекта «Покупай пермское» были заключены в мае 2018 года. Каковы итоги первого года работы?

- Прежде чем подводить итоги, надо вспомнить, что первый этап проекта «Покупай пермское», задуманный для поддержки местных производителей, начал реализовываться в кризисном 2009 году под эгидой краевой администрации. В 2018 году проект был перезапущен на базе Пермской торгово-промышленной палаты.

 

   Новая версия «Покупай пермское» имеет принципиальные отличия по сравнению с предшественником, который был ориентирован, прежде всего, на сельскохозяйственный бизнес. Сегодня в проект вовлечен широкий спектр участников из разных отраслей, чьи товары и услуги относятся к сегменту B2C. Первый уровень участников – базовый, он ориентирован на все работающие в Прикамье предприятия. Это своеобразное повторение ситуации 2009 года, когда любой региональный производитель мог получить право размещать на своих товарах логотип «Покупай пермское» и брендировать свои услуги. Второй – профессиональный уровень для предприятий, чья продукция отличается высоким качеством, что подтверждено соответствующими сертификатами, дипломами победителей российских и международных конкурсов или прошла добровольную сертификацию. Третий – уникальный уровень, который объединяет известные бренды, способные выступать в качестве визитной карточки Прикамья.

   Все, у кого были воспоминания о прошлом проекта, с удовольствием в него снова включились. Несколько тяжелее идет «раскачка» инициативы на втором и третьем уровне. Тем не менее, у нас есть три продукта (предприятия), которые заслужили в результате сложного многоступенчатого отбора (народное голосование, эксперты, жюри) называться брендами. И еще есть десяток тех, кто может претендовать на второй уровень, предполагающий гарантии качества.

- Можно назвать носителей бренда?

- На самом деле выбор был ожидаем. Победитель в номинации «Продовольственные товары» - Кондитерская фабрика «Пермская», продукция которой выступает своего рода «послом», когда пермяки выезжают за территорию региона. Бренд в категории «Промышленные товары для населения» – группа организаций «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае, автомобильные масла которой реализуются по всей стране. И третий победитель отбора по позиции «Услуги для населения» – туристический объект «Кунгурская ледяная пещера». В народном мнении эти предприятия, безусловно, являются брендами Пермского края.

- Поменялось ли само содержание работы над проектом?

- Прежде всего, мы начали действовать, делая упор на самоорганизацию сообществ. Самоорганизация – это самый действенный инструмент для того, чтобы происходило определенное движение на тех или иных рынках. Мы долго после советских времен пропагандировали и абсолютизировали конкуренцию (хотя я являюсь активным ее поборником, поскольку без конкуренции у товара не бывает ни качества, ни настоящей цены).

   Но кроме конкуренции точно существует кооперация - такое же мощное оружие, пренебрегать которым было бы неправильно. Как правило, внутри тех или иных отраслей есть общие проблемы, которые сложно решать в одиночку. При этом с ними можно бороться сообща, обмениваясь опытом. Такие отраслевые сообщества начали организовываться. Не могу сказать, что процесс идет легко. Межотраслевое взаимодействие есть тоже, хотя я бы их сообществами не назвала. Это то, что сейчас называют модным словом коворкинг. Они достаточно эффективны.

- Кто первый согласился на такое взаимодействие?

- Первым сообществом стали дизайнеры одежды. С одной стороны, они друг с другом конкурируют, с другой – есть общие задачи, которые без объединения они не решат никогда. Например, знаковые события в мире моды с привлечением профессионалов и потенциальных покупателей, совместные показы и совместные продажи. Любому даже известному бренду достаточно сложно держать для этого площадку, зато объединившись можно выйти на розничные продажи, не имея дела с посредниками. Например, вскладчину наняв профессионалов, включая тех, кто будет продавать.

   Еще одно объединение пока в проекте. Его намерены создать предприятия, работающие в сфере образования по инновационным методикам. Наш интерес заключается в том, чтобы    становилось больше учреждений, которые демонстрируют иные подходы к образованию. Новые технологии в образовательной сфере востребованы, но государственные системы на эти потребности еще не настроились. «Акселератор талантов» Веры Пупыревой, школа цифровых наук Codologia Софьи Никифоровой, проект «Бизнес-ментор» Татьяны Терентьевой с ее образовательными методиками для бизнеса дают порой неожиданный и уникальный эффект. Есть великолепный детсад «Дай пять!», где у детей развивают массу навыков и умений, которые сегодня становятся востребованными.

   Есть пока еще небольшое объединение производителей продуктов питания, которые развивают нишу полезной, правильной еды, пытаются открывать совместно точки по продаже своей продукции. Например, в аэропорту, на набережной Камы. Мы думаем над тем, как выделять эти объединения в рамках проекта «Покупай пермское». Возможно, для них появится какая-то своя символика в рамках общего бренда. Главное - эта история развивается.

   Эхо десятилетиями искусственно внедряемого «коллективизма» еще долго будет мешать созданию такого рода сообществ: пропаганда вызвала в обществе обратный эффект и привела социум к очень серьезному индивидуализму. Большему, чем где бы то ни было. С точки зрения личного пространства мы «коллективисты», но когда речь заходит о реальном совместном деле, объединение стопорится. Возможно, по причине отсутствия установленных правил каждый ощущает себя свободным от каких- либо обязательств. Это мешает получить синергетический эффект.

- Очевидно, это не единственная проблема?

- У наших производителей есть много «ахиллесовых пят», но номер один - большинство из них недостаточно работает с маркетингом. Они плохо понимают, что продукцию надо продвигать. Если у их не идут продажи, предприниматели готовы искать причины в чем угодно, но только не в маркетинге.

   Хрестоматийный пример: в крае есть очень хороший производитель молочных продуктов (28 ассортиментных позиций высокого качества). Некоторые продукты в крае больше никто не производит. Жалуется, что начали падать продажи. Но у этой прекрасной продукции нет никакого визуального образа, этикетка напечатана на компьютере черненькими буковками. Как покупатель должен находить этот продукт на полке, даже если вкус его понравился?

   И при этом на программы обучения маркетингу торгово-промышленная палата не может собрать достаточную аудиторию. Потребность пока не осознается.

   В этом году на «Дни пермского бизнеса» мы приглашаем хороших маркетологов и ищем добровольцев, согласных пройти через краш-тест. Это будут представители разных отраслей – медицины, образования, пищевой промышленности и других. Попробуем подвергнуть их «публичной порке» с надеждой, что это поможет остальным участникам, имеющим аналогичные проблемы.

- Промо-туры тоже работают в этом направлении? Какова их основная задача?

- Торгово-промышленная палата организовала уже семь промо-туров. Они решают сразу множество задач.

   Сама идея родилась в результате глубочайшей обиды. В эфире одной из радиостанций я услышала однажды глас народа, который утверждал, что «в Перми ничего хорошего не производят, что местная «молочка» - сплошная химия». Поскольку я хорошо представляю, как работает наш молочный комплекс, мне стало очень обидно: в массе своей местные производители достаточно сильные. Качество продукции у них вполне приличное. Захотелось найти какой-то формат, где абсолютно различная «сборная» аудитория могла бы выступать в качестве экспертов, выезжая непосредственно на производство, чтобы посмотреть, что там реально происходит. Ради того, чтобы повысить лояльность потребителей, жителей края к местной продукции.

Но когда проект промо-туров пошел, выяснилось, что у него гораздо больше различных плюсов, чем то, из чего выросла сама идея. И далеко не все преимущества осознаны.

Например, выяснилось, что есть спрос на промышленный туризм. Людям надоело смотреть на экспонаты прошлого, они заинтересовались сегодняшним днем и охотно отправляются в подобные ознакомительные путешествия.

Второй момент, который стал открытием: все предприятия, на которые мы выезжали, представляют собой то, чем можно гордиться. Мы изначально выбирали, конечно, сильные предприятия, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В таких турах выясняется, что «звезды» есть не только в шоу-бизнесе, они живут рядом с нами. Если и говорить о патриотизме, то он воспитывается именно таким образом. Мы видим, что в Пермском крае происходит много хорошего.

Кроме того, участники проекта получают редкую возможность увидеть людей с горящими глазами, которые с искренней любовью рассказывают о своем деле. Это дорогого стоит. Есть несколько предприятий (и это высший пилотаж), где существует команда единомышленников и можно пообщаться не только с собственником или топ-менеджером, а с целым сообществом инициативных людей. Это производит огромное впечатление.

Все участники поездки оставляют свои впечатления в соцсетях. Это наша настоятельная просьба к участникам тура. Отзывы могут быть разными, но мнение должно остаться. В результате получается достаточно широкое освещение увиденного. И это не «заказная» реклама, это мнение людей, которые наблюдали своими глазами производственный процесс в полном объеме, удостоверились в качестве продукта, и об этом написали. По сути, это эффективный вариант достаточно хорошего продвижения. Хотя часть производителей, к которым мы приезжаем, не понимают, что это для них, в том числе, маркетинг.

В поездке участвуют порядка 40 человек (столько в среднем помещается в автобус промо-тура), как правило, это представители малого бизнеса из разных отраслей. Получается, что в поездке фактически идет коворкинг, люди знакомятся, находят точки пересечения интересов.

Кроме того, мы приезжаем на успешные предприятия, где руководителям можно задавать вопросы на темы, связанные с управлением: от построения структуры предприятия до мотивации работников. Независимо от того, печешь ли пирожки или шьешь детскую одежду, эта тема заставляет думать над функционированием собственного бизнеса.

Эти вещи не очевидны. Но они проявляются, когда мы приезжаем на предприятия, где структура бизнеса продумана и очень хорошо выстроена. В промо-турах есть и отраслевая тематика, и межотраслевая, и просто польза от расширения кругозора предпринимателей. Это - позитивная история.

Просмотров: 157

Работа

Западно-Уральский Банк Сбербанка России
Западно-Уральский Банк Сбербанка России
Первый БИТ
ПАО "Мотовилихинские заводы"

Иснтрументы для бизнеса

Сервис предоставляет информацию о результатах расс...
Сервис предоставляет возможность получения сведени...
Сервис позволяет по заданному адресу узнать номер,...
Сервис представляет собой пошаговую инструкцию для...