Международная консалтинговая компания Knight Frank опубликовала исследование о состоянии рынка премиальной недвижимости на горнолыжных курортах Французских и Швейцарских Альп («Ski Property Report») по итогам I полугодия 2015 г. В отчете представлены основные тенденции, динамика цен, соотношение спроса и предложения недвижимости премиум-класса на 15 горнолыжных курортах Европы.
Старейшие горнолыжные курорты Французских и Швейцарских Альп продолжают пользоваться большой популярностью у туристов со всего мира: на долю этих курортов ежегодно приходится более 80 млн визитов*, что составляет треть от общего количества посещений горнолыжных курортов в мире. Французские горнолыжные курорты за период I пгд. 2014 - I пгд. 2015 г. стали лидерами по росту цен на премиальную недвижимость: Валь д'Изер (+5,8%), Мерибель (+4,%5%), Шамони (+3,2%), Куршевель 1550 (+2,1%), Куршевель 1650 (+1,2%). Для сравнения: в аналогичном периоде 2013-2014 гг. Валь д'Изер прибавил в цене 3,2%, Межев и Мерибель показали нулевую и отрицательную динамику соответственно.
Активный рост цен на премиальную недвижимость 5 из 8 французских горнолыжных курортов, зафиксированный в отчетном периоде, объясняется оттоком покупателей со швейцарских курортов, ранее более популярных, в связи с принятием в стране закона Lex Weber, который ограничивает строительство «вторых домов» в муниципалитетах, где плотность такого жилья превышает 20%.
Темп роста цен на курорте Валь д'Изер (+5,8%) объясняется традиционно высоким спросом на шале в этой локации, особенно со стороны британских покупателей, который обусловлен длительностью лыжного сезона на курорте Валь д'Изер. В Европе немного горнолыжных курортов, глубина снежного покрова которых позволяет кататься на лыжах и сноуборде в период между Рождеством и Пасхой.
Положительная ценовая динамика на объекты в Мерибеле (+4,5%) объясняется хорошим месторасположением курорта – в сердце Трех долин - и привлекательными ценами по сравнению, например, с Куршевелем 1850. В то же время Мерибель может конкурировать с Куршевелем 1550 и 1650 с точки зрения оборудования трасс для катания. Привлекательность курорта для покупателей повысилась с появлением новых девелоперских проектов Olympe в Les Allues и Point de Vue в Meribel Village. Во Французских Альпах наибольшей популярностью в последние 12 месяцев пользовались шале в бюджете €1,5-2,5 млн. В то же время рынок супер-премиальной недвижимости стоимостью выше €15 млн замедлился. Отчасти это связано с отсутствием русских покупателей, а также с тем, что сегодня ультра-хай-неты (людей с состоянием свыше $30 млн в инвестируемых активах) пересматривают свои стратегии инвестирования и выбирают другие типы недвижимости и активы.
В этом году развитие рынка недвижимости премиум-класса в Швейцарских Альпах зависит от плотности застройки местности «вторыми домами» согласно Lex Weber, а также от того, разрешено ли иностранным гражданам приобретать шале и апартаменты в отдельно взятой локации. Например, в Санкт-Морице, показавшем отрицательную динамику за год (-7,2%), предложение объектов недвижимости, доступных для иностранных покупателей, крайне ограничено. Усиление швейцарского франка на фоне ослабления евро имело последствия для разных групп иностранных покупателей. Так, покупатель из Великобритании в июле 2015 г. покупал горное шале во Франции на 11% дешевле, чем год назад, в то время как в Швейцарии тот же покупатель «переплачивал» 2%. Самые высокие цены на курортную недвижимость зафиксированы в Куршевеле 1850 (€25 000 за кв. М) и Гштааде (CHF30 000 за кв. м). Таким образом, горное шале премиум-класса в Гштааде стоит в 4 раза дороже аналогичного объекта в Сен-Жерве во Франции.
Марина Кузьмина, директор по зарубежной недвижимости, Knight Frank, отметила: «Франция и Швейцария на протяжении последних нескольких лет стабильно входят в пятерку самых популярных направлений для покупки зарубежной недвижимости состоятельными россиянами. Как правило, россияне активно рассматривают покупку курортной недвижимости на Лазурном берегу, квартиры в Париже, а также дома на берегу Женевского озера, а вот шале в Альпах приобретают, когда уже есть все вышеперечисленное. Покупка альпийского шале может быть рассмотрена как долгосрочная инвестиция, но обычно шале приобретается любителями горнолыжных видов спорта для отдыха с семьей. В связи с нестабильной экономической ситуацией и колебаниями курсов валют с середины 2014 года подобные покупки отошли у россиян на второй план: в прошлом году на недвижимость в горах мы получали 5-7% запросов от общего количества, в этом году уже менее 3%. Сегодня внимание состоятельных россиян направлено на объекты, приносящие стабильный доход в валюте, и, если говорить о Франции и Швейцарии, то покупатели более активно рассматривают покупку апартаментов, например, в Каннах, Ницце или на Женевском озере под сдачу в аренду, или вилл с дисконтом под реконструкцию и перепродажу».
Курорт | Стоимость, кв. м | Изменение средней цены**, июнь 2014 - июнь 2015 гг. | Высота горы | Общее число дорожек | Глубина снежного склона |
---|---|---|---|---|---|
Франция | |||||
Куршевель 1850 | € 25 000 | -2,00% | 1 850 м | 600 | 119 см |
Валь д`Изер | € 17 000 | 5,80% | 1 850 м | 300 | 122 см |
Мерибель | € 15 000 | 4,50% | 1 450 м | 600 | 121 см |
Куршевель 1550 | € 15 200 | 2,10% | 1 550 м | 600 | 119 см |
Куршевель 1650 | € 15 000 | -1,20% | 1 650 м | 600 | 119 см |
Межев | € 14 000 | -6,70% | 1 113 м | 325 | 101 см |
Шамони | € 10 000 | 3,20% | 1 035 м | 155 | 154 см |
Сэн-Жерве | € 7 000 | -2,80% | 810 м | 445 | 89 см |
Швейцария | |||||
Гштаад | CHF 30 000 | -2,00% | 1 000 м | 220 | 186 см |
Санкт-Морис | CHF 24 400 | -7,20% | 1 822 м | 350 | 119 см |
Вербье | CHF 21 000 | -4,50% | 1 500 м | 412 | 152 см |
Кран-Монтана | CHF 15 000 | -5,00% | 1 500 м | 140 | 149 см |
Давос | CHF 14 300 | -4,80% | 1 560 м | 311 | 138 см |
Клостер | CHF 14 200 | -2,40% | 1 124 м | 305 | 138 см |
Виллар | CHF 13 800 | -1,40% | 1 300 м | 125 | 102 см |
Источник: Knight Frank Research, Ski Club of Great Britain
Источник: Knight Frank Research
*Визит – один человек, посетивший горнолыжный курорт в течение дня или неполного дня с целью катания на лыжах, сноуборде и др. Визит лыжника подразумевает пребывание на курорте как взрослого, так и ребенка, это может быть сезонный билет или другой вид билета, который позволяет лыжнику или сноубордисту пользоваться оборудованием. Например, катание лыжника в течение одной недели учитывается как 7 визитов. Приведенная в отчете цифра (80 млн визитов) – среднее ежегодное значение за последние 5 лет.
**Изменение стоимости типичного шале с 4-5 спальнями